Заметки о имперском, советском и россиянском патриотизме. - Фонд развития и возрождения исторических традиций "Имперское наследие"

Перейти к содержимому

Главное меню

Заметки о имперском, советском и россиянском патриотизме.

Публицистика > Архив 2013 г. > Политическая

Вячеслав Иванов

Заметки  о  имперском, советском  и  россиянском  патриотизме.


    
В последнее время в блогосфере часто приходиться видеть яростных ура-патриотов, которые призывают любить РФ во что бы то ни стало, причем не просто гордиться своей страной, но и отвергать все иностранное. Покупаешь иностранные автомобили, тебя обвиняют в отсутствии патриотизма и нежелании поддержать отечественного производителя. Постоянно совершаешь туристические поездки за границу - начинают клеймить "предателем Родины". Казалось бы, совершенно неразумно из-за патриотических чувств закрывать глаза на те безобразия, которые творятся в стране, а также отказывать себе во всем, что носит знак проверенного качества, но квасные патриоты этого не понимают. В их сознании эРэФия предстает как центр мира, самая могущественная и великая страна, а все что находится за ее пределами - одни сплошные враги.
Возникает вопрос, что привело к появлению подобных ура-патриотов. На самом деле корни этого явления берут свое начало со времен Совдепии, неудивительно, что подобный квасной патриотизм проповедуют в основном поклонники советского строя.
    Коммунистическая идеология всегда базировалась на принципе интернационализма, во имя осуществления пролетарской мировой революции коммунисты отрицали патриотизм и даже такое понятие как Отечество. Однако, в моменты когда власти коммунистов угрожала опасность, большевики, тут же, с легкостью, отказывались от интернационализма и начинали обращаться к "патриотическим чувствам сограждан". Именно так поступил В.Ленин в 1918 году, когда кайзеровские войска развернули наступление против Советской России, большевистский вождь, забыв про свой интернационализм и пацифистские лозунги, выступил с обращением "Социалистическое Отечество в опасности". В 1920 году большевики вновь вспомнили о патриотизме, когда началась польско-советская война. Но, как только опасность миновала, большевики вновь заговорили об интернационализме, дружбе народов, войны «угнетённых против угнетателей» и начали готовить осуществление мировой революции в других странах, а русская история и культура подвергалась с их стороны оплевыванию, шельмованию, извращению и идеалогическому разгрому. Чего стоит только чистка публичных библиотек осуществлённая Н.К. Крупской...
    Однако, к середине 1930-х годов коммунисты поняли, что перспектива мировой революции в ближайший период времени не просматривается, советское государство находится во враждебном окружении, а на пролетарских лозунгах народ в защиту этого государства не подымешь. Тогда большевики вновь решили "возродить патриотизм". Вульгарная и мерзостная историческая школа М.Покровского была признана ошибочной, вместо нее большевики стали пропагандировать тезис о преемственности СССР по отношению к Исторической России. Стали сниматься фильмы о великих подвижниках и героях Земли Русской, ее воинах и полководцах - Александре Невском, Дмитрии Донском, Минине и Пожарском, Суворове и Кутузове, Ушакове и Нахимове. Правда сделано это было на весьма дозированном уровне, героев войн второй половины ХIX - начала ХХ века большевики не стали реабилитировать, а политика Российской Империи в Средней Азии и на Кавказе была признана экспансионистской и угнетательной по отношению к местным народам. Тем не мене, этого хватило для того чтобы разбудить в народе забытые патриотические чувства.
    С этого момента и возник "советский патриотизм", однако он ни какой степени не был похож на тот патриотизм, который был в Российской Империи. Любовь к Родине в сознании русского человека Императорской России была чистой и искренней, лишенной излишнего пафоса и славословия. Русский народ воспринимал Родину не просто как абстрактную территорию, а как совокупность культурных и исторических традиций, а также религиозных и морально-нравственных норм, которые определили его судьбу и сформировали национальное сознание. Эти ценности, на любви к которым объединялись русские люди, были Бог, Царь, Родина, они были выражены в кратком лозунге - "За Веру, Царя и Отечество". Родина, Русь Святая, православная, богатырская, Мать-Святорусь земля, Москва - Третий Рим - таков образ Родины был в сознании русского человека.
    Большевистский же патриотизм был лицемерным и лживым. Под любовью к "Советской Родине" прикрывался большевистский интернационализм и желание поработить весь мир. Вместе с любовью к "Советской Родине" большевики пытались навязать русскому народу и любовь к советскому строю, партии и правительству. Советский патриотизм, в отличие от имперского, базировался на примитивных и банальных принципах любви к территории и населению. Чтобы этот принцип был понятен народу, большевики убеждали его в том, что Родина - это ваша родная земля, реки, леса и поля, это ваш родной очаг, ваша семья, мужья, жены, дети и конечно же советский строй, который вы вместе с родной партией строите.
    Но культ родной земли и почитания предков был слабо понятен русскому народу и не мог пробудить в нем  глубинных чувств к Родине. Поэтому для того чтобы зажечь в сердце русского человека горячий и пламенный патриотизм большевики использовали яркие пафосные лозунги вроде таких как: "Слава нашей любимой Советской Родине и ее вождю товарищу Сталину!", "Да здравствует наша Великая Советская земля!". Любовь к "Советской Родине" прокладывалась также через постоянные сообщения об ее успехах и достижениях, все это также сопровождалось беспримерным славословием и самовосхвалением: "Слава Советской науке!", "Слава Советской промышленности!", "Слава Советской космонавтике!" и т.д.
    До революции Русские люди горячо любили свою Родину, но никогда они не противопоставляли её всему остальному миру. Русский патриот и монархист справедливо воспринимал образ жизни западных стран как ненормальный, порочный и греховный, а католические и протестантские религии других стран не иначе как еретические. Но, тем не менее, в Российской Империи с уважением относились к культуре и традициям народов других государств. Россия не навязывала Православие западным странам, но всячески его поддерживала и культивировала на территории Империи и у тех, народов, которые его изначально исповедовали - в первую очередь балканские народы. Из человека, который увлекается иностранной литературой или искусством не делали изгоя. Напротив, высшие сословия зачитывались романами Вальтера Скотта и Дюма-отца. И в Российской Империи не считалось чем - то зазорным путешествие за границу, хотя в царствования Николая I и Александра III это было сопряжено с некоторыми трудностями.
    Императорская Россия вела прагматичную внешнюю политику - отстаивая свои национальные интересы, она при этом вела диалог с другими государствами на равных, воспринимала их как своих партнеров по международной политике. Историческая Россия не навязывала другим странам свой образ жизни и никогда не вынашивала далеко идущих экспансионистских планов захватить и поработить весь мир. Наоборот, Россия вела миролюбивую внешнюю политику и старалась избегать участия в неправедных войнах. Более того, Россия всеми способами стремилась предотвратить крупные военные конфликты во всем мире, вела борьбу за разоружение. В 1899 году на Конференции в Гааге, по инициативе  Императора Николая II, были приняты законы, запрещающие государствам применять смертоносное оружие, правда это так и осталось декларацией, и в I Мировую все подписанты в Гааге нарушили эти  договорённости.
    Советский патриотизм, наоборот, был агрессивным, грубым и топорным. Вся политика коммунистов была направлена на то, чтобы разжечь по всему земному шару пожар мировой революции и навязать другим государствам коммунистический строй - «Мы на злобу всем буржуям, мировой пожар раздуем!». При этом коммунистические вожди не гнушались лицемерно заявлять в пропагандистских целях о советском миролюбии и агрессивности западного империализма (справедливости ради, всё же стоит оговориться, что Запад во главе с США никогда не страдал излишним миролюбием, но никогда и не лицемерил в отношении своих экспансионистских намерений, в отличие от республики Советов - прим.ред.сайта).
    Во внешней политике коммунисты руководствовались принципами классовой борьбы. Государства, не вошедшие в Вашавский блок, объявлялись заклятыми врагами, продажными империалистами. По мнению коммунистических вождей, с такими государствами не только не может быть нормального диалога, их необходимо просто захватить и уничтожить. Культура этих государств высмеивалась, объявлялась буржуазной. Советская пропаганда культивировала ненависть ко всему остальному миру.            Увлечение заграничным объявлялось низкопоклонничеством, выезды за рубеж были практически запрещены. Железный занавес стал считаться нормой жизни для граждан СССР.
    В Российской Империи не уважали космополитов, русофобов и явных ненавистников своей страны. Тем не менее, их никто не преследовал, они могли спокойно выражать свое мнение. Именно поэтому П.Я. Чаадаев смог беспрепятственно опубликовать свое "философические письма", а к началу ХХ века значительная часть российской интеллигенции уже открыто ненавидела свою страну и правящей строй.
    Может быть, слишком мягкая политика Русских Государей по отношению к этим людям была ошибочной, но тем не менее, то что происходило в 1940 - е годы в Совдепии являлось переходом всех мыслимых и допустимых границ. В те годы Сталин развернул специальную кампанию по борьбе с "безродным космополитизм", лица исповедующие подобные взгляды, нещадно преследовались, подвергались шельмованию, некоторые даже угодили в ГУЛАГ. Происходило это потому, что русский человек до революции спокойно относился к ненавистникам Отечества. Русские патриоты называли таких людей как Чаадаев убогими, заблудшими или как Император Николая Павлович вовсе считал их сумасшедшими. Советское государство, наоборот, органически не может терпеть всякое инакомыслие и поэтому в сознании коммунистов все классовые враги должны быть уничтожены.
    Еще одна характерная черта советского патриотизма - гордыня и самовосхваление.
Русские патриоты до революции никогда с таким пафосом не славословили достижения своей страны как это делали в Совдепии. Наш народ всегда чтил и уважал своих воинов, павших на поле брани, с достоинством и гордостью он воспринимал победу русского оружия. Но это гордость была скромной и не переходила допустимых границ. Русский народ, вспоминая ратные подвиги своих солдат, в первую очередь чтил память погибших. Именно поэтому день победы в войне над Наполеоном не был красным днем календаря (конечно он был праздником, но т.к. Манифест Александра I совпал с Рождеством Христовым, то празднование Рождества совпало с изгнанием двадцати языков из пределов Империи, а вот специального праздника в честь взятии Парижа в 1814 г. действительно не существовало - прим.ред.сайта), особых торжеств было мало, а для поминовения павших был построен Храм Христа Спасителя.
    Совдепия же из одной единственной победы за всю свою историю в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов создала культ. Так называемая "Великая Отечественная война" называлась священной, героической, народной. Пожалуй следует признать, что победа СССР во Второй мировой войне стала главным идолам, перед которым преклоняются все советские патриоты. Советская пропаганда ни одно другое достижение коммунистического строя так не славословила как эту победу. Красные пропагандисты утверждали, что "благодаря подвигу советского солдата, человечество было спасено от самого страшного в мире зла - фашизма"(то есть национал-социализма). Про так называемую "Великую Отечественную войну" были изданы миллионы книг, сняты сотни фильмов, ежегодно во всех крупных городах устраивались военные парады, митинги и демонстрации, а официальные власти произносили зажигательные речи, в которых возносили до небес "подвиг советского народа в ВОВ". О том какой ценой далась эта победа советские пропагандисты предпочитали умалчивать, также как они умалчивали о том, что происходило на фронте в 1942 году, вплоть до декабря этого злополучного для Советского Союза  года. Говоря о 1942 годе сразу же из января попадаем в ноябрь-декабрь в Сталинград, а что происходило 10 месяцев ДО ТОГО, как-то предпочитают молчать...
    Национальная Россия не стремилась проявлять чрезмерную гордыню и заниматься самовосхвалением. Вы где-нибудь видели, чтобы Император Николай II называл Транссибирскую магистраль величайшей стройкой века или в ее честь устраивал грандиозные митинги и парады? Вы можете себе представить, чтобы об изобретении радио Россия стала кричать на весь мир, а из физика А.С. Попова сделали бы живой культ? Нет, потому что в сознании православного человека гордыня - тяжкий грех, кроме того русские люди любили свою Отчизну вовсе не за достижения ее науки, а за ее духовность и  культуру.
    В СССР, напротив, превозносили до небес любые достижения. Когда построили ДнепроГЭС, советская пропаганда тут же сделала из него культ, когда началось строительство БАМа, коммунистические вожди сразу же объявили ее "грандиозной стройкой века". Даже достижения советского спорта отмечались в СССР с большой помпой. А уж о достижениях советской космонавтики и говорить нечего. Полет Юрия Гагарина в космос стал вторым после ВОВ мегакультом советского государства. Красные пропагандисты в один голос стали утверждать, что первый полет человека в космос свидетельствует о превосходстве советской науки и всего социалистического строя. Ю.А. Гагарин после этого стал своеобразным живым символом советских успехов, его имя было возведено чуть ли не в ранг «всесоюзного святого».
    Но, тем не менее, сколько бы коммунистическая пропаганда не славословила советские успехи, в конечном итоге от краха СССР это так и не спасло. Однако, власти РФ так и не избавились от советского наследия, сейчас они вновь стали говорить о патриотизме, но патриотизм для них по-прежнему воспринимается в советском духе. Официальная пропаганда превозносит былые советские успехи и вместе с ними пытается точно так же говорить о мнимых достижениях РФ, но только твердит она об том уже в более убогом и примитивном стиле гламурного постсоветского патриотизма.
    Таким образом, следует прийти к выводу, что пережитки советского патриотизма сохраняются, вместе с присущими ему грубостью, топорной агрессивностью, гордыней и наглым самомнением. Поведение патриотов СССР и РФ сродни поведению евангельских книжников и фарисеев. Они видят соринку в глазах «чужих» и не видят брёвен в своих собственных.
    Но, патриоты СССР и РФ не понимают, что они любят вовсе не Россию, а просто поклоняются безликой территории, им невдомек, что под их патриотизмом прикрывается любовь к режиму, власти и той системе, которая уничтожает нашу страну, но кормит тех, кто восхваляет её достижения. Как справедливо сказал великий русский философ И.А. Ильин "советский патриот самим наименованием своим отрекается от России и русского народа и заявляет о своей приверженности и верности - не ему. Он патриот международной партии: он ей служит, он за нее борется, он ей обязуется повиновением". Точно также следует сказать и обо всех патриотах нынешней РФ, они служат не своей Родине, а современному республиканскому, компрадорскому  режиму. Будет интересно посмотреть, на этих постсоветских патриотов, когда эРэФия проест свой нефтегазовый пирог, и на их «тусовки» и кривлянья по ТВ денег больше не будет....




Назад к содержимому | Назад к главному меню