Главное меню
В Новоспасском монастыре прошли торжества в честь 400-
29 сентября 2013 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Новоспасский ставропигиальный монастырь г. Москвы, который в этот день стал центром церковно-
Близ святых врат на территории обители Патриарх Кирилл совершил чин освящения колокола, созданного в честь 400-
У входа в усыпальницу бояр Романовых Святейший Владыка освятил модель памятника «400-
Затем Его Святейшество проследовал в Спасо-
За Божественной литургией были вознесены молитвы «о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием, в вере христианского закона, управлявших страною нашею», при этом поименно были перечислены цари, императоры и императрицы Дома Романовых.
Затем Патриарх Кирилл обратился с Первосвятительским словом к собравшимся: «Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с этим воскресным днем и сказать, что мы собрались сегодня в особое время, в особом месте. 400 лет назад был избран на царство Михаил Федорович Романов — после страшного Смутного времени, после пресечения династии Рюриковичей, когда страна наша прошла через такую полосу исторических событий, которая могла завершиться полным уничтожением государственности нашего народа, потерей его самостоятельности, изменением его культурной, духовной, религиозной традиции. Другими словами, Смутное время могло ввести в небытие русский народ. За всю более чем тысячелетнюю историю Отечества нашего таких событий было всего несколько, и Смутное время было страшнее, чем татарское иго. Потому что татары, живя вне России, требовали от нее только податей и непротивления. Смутное же время сопровождалось нашествием на Русь тех, кому, может быть, и нужны были богатства России, но не в первую очередь, — им нужна была душа нашего народа, нужна была наша сила духовная; и были брошены все силы, чтобы этого добиться», -
«Мы знаем, -
«И сегодня, 29 сентября по новому стилю, в Новоспасском монастыре, который является родовой усыпальницей Дома Романовых, мы совершили Божественную литургию, во время которой слышали замечательные слова апостола Павла, обращенные к Галатам. Он говорит о том, что человек спасается не делами закона, а верой в Господа нашего Иисуса Христа (Гал. 2:16). Конечно, Ветхий Завет предполагал (по крайней мере, в религиозной практике времен Спасителя) тщательное и скрупулезное исполнение внешних предписаний закона, и люди считали, что достаточно исполнять внешние предписания — так или иначе поступать с пищей, с жилищами, со своим телом. Много было этих предписаний, и желание их соблюдать сформировало в народе некое магическое отношение к внешним выражениям религиозности. Магизм и отличается от истинной веры тем, что не требует от человека внутренней работы, не требует никакого духовного напряжения, не требует подвига, -
«Слово Христа Спасителя и слово апостола Павла разрушают этот мир магизма. Апостол Павел открывает совершенно новую духовную перспективу, когда говорит о том, что сами по себе дела закона не могут спасти человека. Апостол делает акцент на том, на чем не делали акцент тогдашние иудеи — на истинной, внутренней вере, на напряжении мысли, духа, воли, без чего не может быть спасения. В нашей современной жизни мы иногда хотим идти по пути наименьшего сопротивления, по легкому пути, думая, что если обрядовые предписания исполняем, то и достаточно. Красим яйца, печем куличи, ставим свечечку, исполняем какие-
«Наши благочестивые предки неслучайно прошли через Смутное время. Не исключено, что успешное государственное строительство Руси, успехи в разных сторонах народной жизни и особенно укрепление Церкви в XVI веке вызвало у многих уверенность в том, что мы — Святая Русь, что все происходит само собой. Мы строим храмы, строим монастыри, создаем епархии, у нас есть святые подвижники, мы стоим в течение долгих часов в храме — достаточно. Но Господь промыслом Своим проводит нашу страну через тяжелейшие испытания. Мы были почти на дне пропасти. Мы были на грани исчезновения как народ и как страна. Можно себе представить, что творилось в душах честных людей, которые видели эти разбои на дорогах, нестроения, предательство; и какую силу нужно было иметь — силу веру, силу молитвы, — каким должно было быть духовное возрождение народа, чтобы Господь приклонил к нам Свою милость! И ведь все это совершилось через веру в Господа нашего Иисуса Христа, потому что оставалось только одно — вера, и эта вера оплодотворила народ, вызвала к жизни великую созидательную силу, а вместе с тем появились и умение, и навык, и воинская слава, и способность вести сражение с противником, во много раз превосходящим по силе. Сумели и организовать, и средства собрать, — народ встрепенулся, пройдя через страшные испытания», -
«Мы знаем что, по крайней мере, еще несколько раз Господь проводил народ наш через такие испытания, одним из которых стала революция, а затем гражданская война. Ведь тоже думали, что все в порядке: и храмов много, и монастырей, и верующих миллионы, — исполняй закон, сохраняй свою внешнюю религиозность, и всего будет достаточно. Но Господь провел нас и в этот раз через тяжелейшие испытания именно для того, чтобы мы поняли: не делами внешними, не делами закона, но верой в Господа нашего Иисуса Христа спасаемся. И ныне переживаемое время мало чем отличается от того, что было ранее в истории. И сегодня, с одной стороны, внешнее благополучие Церкви и желание некоторых жить только по этим внешним законам; но, с другой стороны, как близки опасности вокруг нас, связанные с возникновением нового безбожия, нового отрицания истории, нового радикального отрицания всего доброго, что пришло к нам из прошлого! Для того чтобы нам вновь не сорваться в пропасть, чтобы вновь не испить тяжелейшую чашу, мы в это благополучное время должны не забывать слова апостола Павла, что спасаемся верой в Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны этой верой жить, этой верой мы должны укрепляться, формируя свое мировоззрение, свое отношение к окружающему миру, через эту веру воспитывая следующие поколения, этой верой оплодотворяя свою жизнь», -
«Этим торжественным богослужением мы продолжаем общецерковные празднования, посвященные 400-