Главное меню
Михаил Кулыбин
И снова о декоммунизации России.
Когда затрагиваешь тему вялотекущей ресоветизации в современной России и, шире, необходимости постепенной, но полной декоммунизации страны, часто сталкиваешься не просто с непониманием, зачем это надо, но и с недовольством «попытками искажения нашей истории». Причем касается это не только идейных совков, но и среднестатистического обывателя, берущегося рассуждать на тему «не надо ничего выкидывать из нашего прошлого» и полагающего, что «не надо копаться в делах давно минувших дней, а лучше думать о будущем».
В этих заявлениях имеется две принципиальные ошибки, которые сводят на нет их кажущуюся адекватность.
Во-
Пока ее дала, хоть и в самых осторожных выражениях, только Церковь, чье влияние абстрактно-
В любом случае, общество пока не осознало всей преступности большевицкой тирании – и прежде всего именно потому, что знаний о реальном положении дел в стране времен «реального социализма» у среднестатистического обывателя нет. То есть весь фокус в том, что он совершенно не знает той самой истории, в защиту которой будто бы выступает.
А во-
Самый наглядный пример того, до чего может довести систематическое искажение истории с массовым тиражирование лжи через СМИ, дает современная Украина. Описание прошлого «свидомитами» доведено до уровня шизофренического бреда в стиле академика А.Фоменко, который ни одним нормальным ученым всерьез просто не рассматривается. Но это не помешало сформировать на этой основе «национальную идеологию», получившую у малороссийского обывателя самое широкое распространение.
Впрочем, когда масса российских дурачков смеется над «украинцами, не знающими историю», они смеются, по сути, над самими собой, поскольку разбираются в истории ничуть не лучше, только их мозги загажены не «украинскими», а советскими бреднями «космического масштаба и космической же глупости», по выражению булгаковского профессора Преображенского.
Сегодня эти побасенки активно сочиняются и распространяются разнообразными идеологическими последышами банды богоборцев и цареубийц, захвативших Россию век назад – от официозной КПРФ и «настоящих ленинцев» из «Коммунистов России» до Изборского клуба и бредоносцев из кургинянской «Сути времени». И семена ядовитых русофобских идей прекрасно произрастают на унавоженной широчайшей советской исторической безграмотностью общественной почве.
В этой ситуации наиглавнейшей ошибкой существующей власти является «нейтралитет», который она занимает в отношении идеологического обеспечения нынешней российской государственности. Думается, что обвинения режима в том, что он насаждает советизм и строит «СССР 2.0» несправедливы (Не считая музыки гимна СССР, создания фактически однопартийной системы, и реабелитации советских лидеров — Прим.ред.сайта). Прямых действий власти в этом направлении не наблюдается.
Точнее, наблюдать их, конечно, можно, но они носят явно спорадический, несистемный, нецентрализованный характер. Ровно в той же мере можно говорить о возрождении памяти об Исторической России: ставятся памятники Русским Государям, выдающимся государственным, военным и религиозным деятелям, храмы возвращаются РПЦ и т.д. По сути дела, важнейшие вопросы государственной идеологии отданы на волю местным начальникам, и все зависит от того, как они представляют текущие установки центральной власти.
Очень хорошо это видно, в частности, на примере возвращения исторических топонимов. Там, где местные командиры настроены прокоммунистически или просто считают, что «сверху» велено отстаивать «великое советское наследие», народонаселение после обработки СМИ в массе своей считает возврат нормальных имен не только ненужным, но и крайне затратным и проблематичным делом. Если же власти симпатизируют русской истории или по другому оценивают установки из центра, люди знают, что никаких сложностей и расходов возрождение исторической топонимики не вызывает (самый яркий пример последнего периода – процесс возвращения законного имени Романову-
Поскольку управленческая «элита» в подавляющей своей массе «родом из Октября», а мозги обывателя изрядно промыты просоветскими баснями, естественно, процесс декоммунизации продвигается с трудом. А время от времени мы имеем чудовищные рецидивы ресоветизации (например, недавнее решение об установке в Вятке идола палача русского народа, идеолога и практика красного террора Ф.Дзержинского или установка в Симбирске совместной мемориальной доски разрушителям российской государственности – А.Керенскому и В.Ленину).
А между тем заигрывание с революционным наследием и продолжающаяся мифологизация «светлого советского прошлого» могут иметь самые страшные последствия для перспектив страны. И занятая центральной властью позиция «невмешательства» в идеологическую сферу – для России неприемлема.
У нас (именно у нас, с нашим прошлым, нашим менталитетом) «нейтралитет» власти – совершенно недостаточен. Исторически в России все преобразования – хоть в хорошую, хоть в плохую сторону – проходили только по инициативе и под контролем власти. Вектор и результат изменений всегда зависели от разумности и адекватности задач, которые власть ставила. Самостоятельное вмешательство в процессы «общества» или «народа» заканчивалось катастрофой. Хорошо это или плохо – вопрос отдельный, и в данном случае совершенно несущественный. Есть факт, и от него надо отталкиваться, чтобы понимать процессы, происходящие в России.
Поэтому, если исходить из того, что нынешний режим достаточно адекватен, чтобы думать о будущем страны (хотя бы из соображений самосохранения и стабильного существования), он должен деятельно стимулировать постепенное изживание советчины и выстраивание «мостов» с дореволюционным наследием.