Главное меню
С.Хантингтон
Столкновение цивилизаций.
СЛЕДУЮЩИЙ ТИП КОНФЛИКТОВ
Мировая политика входит в новую фазу, и интеллектуалы не устают распространять свои видения того, какими будут конец истории, возвращение к традиционному соперничеству национальных государств или снижение роли национальных государств из-
Моя гипотеза состоит в том, что фундаментальный источник конфликта в новом мире не является в основном идеологическим или экономическим. Великое разделение человечества и главная причина конфликта будет культурная. Национальные государства останутся главными игроками на мировой арене, но принципиальный конфликт глобальной политики случится между нациями и группами других цивилизаций. Столкновение цивилизаций будет доминировать в глобальной политике. По линям раздела между цивилизациями будут проходить линии фронта будущего.
Конфликт между цивилизациями будет последней фазой эволюции конфликта в современном мире. В течение полутора веков после возникновения современной международной системы с Вестфальским Миром (1648 г.), конфликты в западном мире происходили между государями-
Эти конфликты между государями, национальными государствами и идеологиями в основном были конфликтами внутри западного мира, «западные гражданские войны», как назвал их Уильям Линд (William Lind). Это касается и Холодной войны, как одной из Мировых войн, и ранних войн XVII, XVIII и XIX столетий. С окончанием Холодной войны международная политика сместилась с западной фазы, и главным стало взаимодействие западных и не-
ПРИРОДА ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Во время Холодной войны мир был разделен на Первый, Второй и Третий миры. Это разделение больше неактуально. Гораздо большее значение сейчас имеет разделение групп стран не в рамках экономических и политических систем, и даже не в рамках их экономического развития, но в рамках культуры и цивилизации.
Что мы имеем в виду, говоря про цивилизацию? Цивилизация — это культурная общность. Деревни, регионы, этнические группы, национальности, религиозные группы — у всех есть четкая культура и разный уровень культурной разнородности. Культура деревни на юге Италии может отличаться от культуры деревни на севере Италии, но они в целом принадлежат общей культуре Италии, которая отличает их от деревни в Германии. Европейские сообщества, в свою очередь, разделяют общие культурные ценности, которые отделяют их от арабских или китайских сообществ. Арабы, китайцы и люди западного мира, однако, не являются частью какой-
Цивилизация, следовательно, является самой высокой степенью группы людей и с широчайшим распространением культурной идентичности, того немногого, что отделяет людей от других созданий. Она определяется как объективными элементами, такими, как язык, история, религия, привычки, институты, так и субъективной самоидентификацией людей. У людей может быть разный уровень идентичности: житель Рима может определить себя в различной степени как римлянин, итальянец, католик, христианин, европеец, человек Запада. Цивилизация, к которой он принадлежит, является самым широким уровнем идентификации, с которым он себя активно соотносит. Люди могут менять свою идентификацию, в результате меняя конфигурацию и границы распространения цивилизаций.
Цивилизации могут включать большое количество людей, как в Китае («Цивилизация, притворяющаяся государством», как выразился Люсьен Пай (Lucian Pye), или очень маленькое, как, к примеру, англоговорящие жители Карибов. Цивилизации могут включать несколько национальных государств, как в случае Западной, Латиноамериканской и Арабской, или только одно, как в случае с Японской. Цивилизации объективно смешиваются и перекрываются, и могут включать субцивилизации. В Западной цивилизации есть два основных подтипа — Европейский и Североамериканский, а в Исламской есть Арабские, Турецкие и Малайские подтипы. Цивилизации, тем не менее, являют наполненные смыслом общности, и, хотя линии между ними размыты, они существуют. Цивилизации динамичны: они возвышаются и падают, они делятся и сливаются. И, как знает любой студент, изучающий историю, цивилизации пропадают в песках времен. Люди Запада думают, что национальные государства являются главными игроками на международной арене. Такое положение дел актуально лишь в течение нескольких столетий. Широкое изучение истории человечества — это история цивилизаций. В своем «Постижении истории» Арнольд Тойнби (Arnold Toynbee) определил 21 основную цивилизацию; только 6 из них существуют в современном мире.
ПОЧЕМУ ЦИВИЛИЗАЦИИ СТОЛКНУТСЯ?
Цивилизационная общность будет иметь всё большее значение в будущем, и состояние мира в огромной мере будет определяться взаимодействием 7 или 8 основных цивилизаций. Это Западная, Конфуцианская, Японская, Исламская, Индуистская, Славянско-
Почему это будет происходить?
Первое -
Во-
Североафриканская миграция во Францию нагнетает враждебность среди французов и в то же самое время улучшает восприятие иммиграции «хороших» европейских католиков — поляков. Американцы заметно хуже реагируют на японские инвестиции, чем на большие инвестиции из Канады и Европы. Схожим образом, как отметил Дональд Горовиц (Donald Horowitz), «человек народности Ибо (Нигерия — прим. перев.) может быть Оверри Ибо или Онитша Ибо (разные племена — прим. перев.) в том, что раньше было Восточным регионом Нигерии. В Лагосе он — просто Ибо. В Лондоне он — нигериец. В Нью-
Третье, процесс экономической модернизации и социальные изменения в мире отодвигают людей от долгосрочной локальной самоидентификации. Они также ослабляют роль национального государства для самоидентификации. Религия выдвинулась для заполнения этого провала, часто в форме движений, которые называют «фундаменталистскими». Такие движения можно найти в западном христианстве, иудаизме, буддизме и индуизме, так же, как и в исламе. В большинстве стран и религий люди, действующие в фундаменталистских движениях, молоды, имеют высшее образование, они — технические специалисты среднего уровня, профессионалы и бизнесмены. «Обратная секуляризация мира», как отметил Джордж Вейгел (George Weigel), «является одним из доминирующих общественных фактов жизни конца XX столетия». Возрождение религий, «la revanche de Dieu», как назвал его Жиль Кепель (Gilles Kepel), дает базис для идентичности и обязательств, которые проникают через национальные границы и объединяет цивилизации.
Четвертое -
В прошлом, элиты не-
Пятое -
Наконец, увеличивается регионализм экономики. Доля торговли между регионами увеличилась в период с 1980 по 1989 с 51 процента до 59 в Европе, с 33 до 37 процентов в Восточной Азии, и с 32 до 36 процентов в Северной Америке. Важность региональных экономических блоков скорее всего продолжит возрастать в будущем. С одной стороны, успех экономического регионализма усилит цивилизационное самоопределение. С другой стороны, экономический регионализм может преуспеть лишь при пускании корней в конкретной цивилизации. Европейское Сообщество базируется на фундаменте европейской культуры и западного христианства. Успех Североамериканской Свободной Торговой Зоны зависит от сближения, происходящего сейчас между мексиканской, канадской и американской культурами.
Япония, на контрасте, встречается со сложностями в формировании сравнимой экономической общности в Восточной Азии, так как японское общество и цивилизация — вещи в себе. Несмотря на сильные торговые и инвестиционные связи с остальными азиатскими странами, которые Япония может выстроить, культурные различия с этими странами препятствуют продвижению роли Японии как регионального экономического интегратора по образу Европы и Северной Америки.
Общая культура, на контрасте, явно содействует быстрому развитию экономических отношений между Китайской Народной Республикой и Гонконгом, Тайванем, Сингапуром и другими заморскими китайскими сообществами в азиатских странах. С окончанием Холодной войны культурная общность заметно превосходит идеологические разногласия, и материковый Китай и Тайвань заметно сближаются. Если культурная общность является требованием для экономической интеграции, предполагаемый Азиатский экономический блок, скорее всего, будет иметь своим центром Китай. Этот блок, на самом деле, уже появляется. Как отметил Мюррей Вейденбаум (Murray Weidenbaum): «Несмотря на текущее японское доминирование в регионе, ориентированная на Китай экономика Азии становится быстрорастущим эпицентром индустрии, коммерции и финансов. Эта стратегическая зона содержит основательный объем технологических и производственных мощностей (Тайвань), выдающийся предпринимательский, маркетинговый и сервисный потенциал (Гонконг), отличную коммуникационную сеть (Сингапур), внушительный объем финансового капитала (все три), и очень большой запас ресурсов, земли и рабочей силы (материковый Китай)… От Гуаньчжоу до Сингапура, от Куала Лумпур до Манилы, сеть влияния, часто базирующаяся на развитии традиционных кланов, служит основой экономики Восточной Азии».
Культура и религия также формируют базис для Организации Экономического Сотрудничества, которая объединяет десять неарабских мусульманских стран: Иран, Пакистан, Турцию, Азербайджан, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Таджикистан, Узбекистан и Афганистан. Одним из импульсов в развитии и расширении этой организации, основанной в 1960-
Когда люди определяют свою идентичность в этнических и религиозных рамках, они начинают чаще видеть отношения вида «мы» против «них», существующие между людьми разной этничности и религии. Конец идеологических государств Восточной Европы и бывшего Советского Союза поставил на передний план традиционные этнические общности и их вражду. Различия в культуре и религии создают сложности в политике, от вопросов прав человека и иммиграции до вопросов торговли и отношения к окружающей среде. Географическая близость способствует территориальным конфликтам от Боснии до Минбао. Что более важно, усилия Запада по продвижению своих ценностей демократии и либерализма как универсальных во имя сохранения своего военного доминирования и продвижения своих экономических интересов, вызвало ответную реакцию других цивилизаций. По мере снижения способности мобилизовать поддержку и формировать коалиции на базе идеологии, правительства и группы будут всё больше пытаться вызвать поддержку, взывая к общей религии и цивилизационной общности.
Столкновение цивилизаций происходит, следовательно, на двух уровнях. На микроуровне граничащие группы по линиям раздела цивилизаций борются, часто жестоко, за контроль над территорией и друг другом. На макроуровне государства разных цивилизаций состязаются за военное и экономическое превосходство, борются за контроль над наднациональными институтами и третьими сторонами, последовательно продвигают свои политические и религиозные ценности.
ЛИНИЯ РАЗДЕЛА МЕЖДУ ЦИВИЛИЗАЦИЯМИ
Линии раздела между цивилизациями заменяют политические и экономические границы Холодной войны в качестве источника кризисов и кровопролития. Холодная война началась, когда Железный Занавес разделил Европу политически и идеологически. Холодная война закончилась с падением Железного Занавеса. Когда идеологический раздел в Европе исчез, начал вновь возникать культурный раздел Европы между западным христианством с одной стороны и православным христианством и исламом с другой.
Самая заметная линия раздела в Европе, по предположению Уильяма Уолласа (William Wallace), может проходить по восточной границе распространения западного христианства к 1500 г. Эта линия идет по нынешней границе между Финляндией и Россией, государствами Прибалтики и Россией, проходит через Белоруссию и Украину, отделяя в большей степени католическую Западную Украину от православной Восточной Украины, резко идет на запад, отделяя Трансильванию от остальной Румынии, и далее проходит через Югославию практически точно по линии, разделяющей Хорватию и Словению от остальной Югославии. На Балканах эта линия совпадает, разумеется, с линией исторической границы между империями Габсбургов и Османов.
Люди к северу и западу от этой линии — протестанты или католики. У них есть общий исторический опыт Европы — феодализм, Ренессанс, Реформация, Просвещение, Французская революция, Промышленная революция; они в целом экономически успешнее, чем люди на востоке. И они могут рассчитывать на дальнейшее вовлечение в общую европейскую экономику и на консолидацию демократической политической системы. Люди к востоку и югу от этой линии -
Конфликт по линии раздела между Западной и Исламской цивилизациями продолжается 1300 лет. После появления ислама арабы и мавры устремились на запад и север, остановившись лишь под Туром в 732 г. С XI до XIII столетия крестоносцы пытались, с переменным успехом, принести христианство и христианскую власть на Святую Землю. С XIV до XVII столетия османы качнули баланс вспять, установили свое присутствие на Ближнем Востоке и Балканах, захватили Константинополь и дважды осаждали Вену. В XIX и начале XX столетия, по мере заката власти Османской империи, Британия, Франция и Италия установили контроль Запада над практически всей Северной Африкой и Ближним Востоком.
После Второй Мировой войны Запад, в свою очередь, начал отступать; колониальные империи распались; первые вестники арабского национализма, а затем и исламского фундаментализма, заявили о себе; Запад приобрел сильную зависимость от стран Персидского Залива из-
Многовековой конфликт между Западом и Исламом врядли будет затухать. Он скорее станет более жестоким. Война в Персидском заливе оставила у многих арабов чувство гордости за Саддама Хусейна, напавшего на Израиль и противостоявшего Западу. Многие арабы также унижены из-
Также эти отношения осложняет демография. Мощный рост населения арабских стран, особенно в Северной Африке, привел к увеличению миграции в Западную Европу. Внутри Западной Европы движение по размытию внутренних границ заострило политические проблемы, при всем уважении к этому начинанию. В Италии, Франции и Германии расизм проявляется всё более открыто, а политическая реакция и жестокость против арабских и турецких мигрантов стала интенсивнее и распространеннее с 1990-
Обеими сторонами взаимодействие между исламом и христианством видится как столкновение цивилизаций. «Следующий конфликт» Запада, отмечает Мобашар Акбар (Mobashar Akbar), индийский мусульманский автор, «определенно придет из мусульманского мира. Исламские нации от Магриба до Пакистана поднимутся, чтобы начать борьбу за новый мировой порядок». Бернард Льюис (Bernard Lewis) приходит к схожему заключению: «Мы видим настроения и движения, далеко превосходящие уровень задач, политик и правительств, инициировавших их. Это не меньше, чем столкновение цивилизаций—иррациональная, но исторически обусловленная реакция и возрождение древней вражды против нашего иудейско-
Исторически, другие великие антагонистические взаимодействия арабской цивилизации происходили с язычниками, анимистами и с растущим черным христианским населением на юге. В прошлом этот антагонизм был запечатлен в образе арабских работорговцев и черных рабов. Он был отражен в текущей гражданской войне в Судане между арабами и черными, сражениями в Чаде между поддерживаемыми Ливией инсургентами и правительством, конфликтами между православными христианами и мусульманами Африканского Рога, и политическими конфликтами, постоянными бунтами и бытовой жестокости между мусульманами и христианами в Нигерии. Модернизация Африки и распространение христианства скорее всего увеличат вероятность насилия на этой линии раздела. Определил интенсификацию этого конфликта Папа Римский Иоанн Павел II в своей речи в Хартуме, в феврале 1993-
На северных границах Ислама постоянно развивается конфликт между православием и мусульманами, включая резню в Боснии и Сараево, кипящую жестокость между сербами и албанцами, прохладные отношения между болгарами и их турецким меньшинством, насилие между осетинами и ингушами, неослабевающую резню между армянами и азербайджанцами, натянутые отношения между русскими и мусульманами Центральной Азии, и размещение русских войск для защиты российских интересов на Кавказе и в Центральной Азии. Религия придает сил возрождению этнического сознания и питает опасения русских о безопасности своих южных границ. Эту озабоченность прекрасно подметил Арчи Рузвельт (Archie Roosvelt): «Большая часть русской истории посвящена борьбе славян с тюрками, которая отсылает нас к самому основанию русского государства более чем тысячу лет назад. В тысячелетнем противостоянии славян с их восточными соседями лежит ключ к пониманию не только русской истории, но и русского характера. Чтобы понять российские реалии сегодня, нужно иметь в виду, что великая тюркская этническая группа оккупировала русских в течение столетий».
Конфликты цивилизаций пустили глубокие корни по всей Азии. Историческое противостояние между мусульманами и индусами на субконтиненте проявляется теперь не только во вражде между Пакистаном и Индией, но также в усиливающейся религиозной борьбе внутри Индии между радикализирующимися группами индусов и весомым мусульманским меньшинством. Разрушение мечети Айодхью (Ayodhya) в декабре 1992-
Туже фразу можно применить ко всё более сложным отношениям между Японией и США. Здесь культурные различия усугубляют экономический конфликт. Люди с обеих сторон осуждают расизм друг друга, но по крайней мере с американской стороны антипатия не расовая, а культурная. Вряд ли можно найти более разные базовые ценности, отношения, поведенческие шаблоны у двух других обществ. Экономические разногласия между США и Европой не менее серьезны, чем между США и Японией, но они не имеют такой политической выпуклости и эмоциональной интенсивности, так как разница между американской и европейской культурой намного меньше, чем разница между Американской и Японской цивилизациями.
Взаимодействие между цивилизациями сильно различается, и в своем развитии может быть охарактеризовано как насилие. Экономическое соперничество отчетливо доминирует в отношениях между Американской и Европейской субцивилизациями Запада, и между ними и Японией. На Евразийском континенте, однако, распространение этнических конфликтов, доходящих порой до «этнических чисток», несовсем случайно. Самые частые и самые жестокие конфликты происходят между группами, принадлежащими к разным цивилизациям. В Евразии историческая линия раздела между цивилизациями опять в огне. Это особенно верно для расположенного в форме полумесяца блока исламских наций от Западного побережья Африки до Центральной Азии. Насилие также случается между мусульманами с одной стороны, и православными сербами на Балканах, евреями в Израиле, индусами в Индии, буддистами в Бирме и католиками на Филиппинах. У ислама кровавые границы.
СПЛОЧЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: СИНДРОМ РОДСТВЕННЫХ СТРАН
Группы или государства, принадлежащие к какой-
Первое. Война в Персидском заливе, когда одно арабское государство вторглось в другое, а затем сражалось с коалицией Запада, арабов и других государств. Хотя очень немногие мусульманские правительства открыто поддержали Ирак, многие представители арабской элиты лично восторгались им, и он был очень популярен среди самых широких слоев арабской публики. Исламские фундаменталистские движения в целом поддерживали Ирак, а не поддерживаемые Западом правительства Кувейта и Саудовской Аравии.
Отрекшись от арабского национализма, Садам Хусейн явно исповедовал исламский подход. Он и его сторонники стремились представить эту войну как войну цивилизаций. «Это не война против Ирака», -
Сплочение основательных групп арабских элит и простых людей вокруг Саддама Хусейна заставило арабские правительства в анти-
Мусульмане противопоставляют действия Запада против Ирака провалу Запада в деле защиты боснийцев от сербов и в наложении санкций на Израиль за нарушение резолюций ООН. Они утверждают, что Запад использует двойные стандарты. Мир столкновения цивилизаций, однако, неизбежно будет миром двойных стандартов: люди применяют одни стандарты к своим родственным странам и другие стандарты для остальных.
Второе. Синдром родственных стран также проявился в конфликтах в бывшем СССР. Армянские военные успехи в 1992-
Третье. При всем уважении к сражающимся в бывшей Югославии, западная публика провозглашала симпатию и поддержку боснийским мусульманам и высказывала им поддержку в тех ужасах, которые они претерпели от рук сербов. Сравнительно мало озабоченности было высказано, однако, о нападении на мусульман в Хорватии и расчленении Боснии-
Исламские правительства и группы, в свою очередь, бичевали Запад за отсутствие защиты для боснийцев. Иранские лидеры призывали мусульман из всех стран помочь Боснии. В нарушение эмбарго ООН, Иран отправлял оружие и людей в Боснию. Поддерживаемые Ираном ливанские группы посылали партизан для тренировки и организации боснийских вооруженных сил. К 1993-
В 1930-
Конфликты и насилие также будут происходить между государствами и группами внутри одной цивилизации. Такие конфликты, однако, скорее всего будут менее интенсивны и менее подвержены распространению, чем конфликт между цивилизациями. Общее членство в цивилизации понижает вероятность насилия в ситуации, где в ином случае оно бы произошло. В 1991-
Сплочение цивилизаций сегодня носит ограниченный характер, однако его роль постоянно растет, имея совершенно явную тенденцию к расширению. По мере продолжения конфликта в Персидском заливе, на Кавказе и в Боснии, позиции наций и расколов между ними всё более проходят по границам цивилизаций. Популисты, религиозные лидеры и СМИ нашли в этом мощный источник массовой поддержки для давления на колеблющиеся правительства. В грядущие годы местные конфликты скорее всего будут эскалироваться в большие войны, происходящие, как в Боснии и на Кавказе, на линии стыков цивилизаций. Следующая мировая война, если она будет, будет войной между цивилизациями.
ЗАПАД ПРОТИВ ОСТАЛЬНЫХ
Запад сейчас находится на экстраординарном пике могущества в сравнении с другими цивилизациями. Его сверхмощный оппонент пропал с карты. Военный конфликт между странами Запада немыслим, а военная мощь Запада не имеет равных. Если не рассматривать Японию, у Запада нет экономических вызовов. Он доминирует в международных политических институтах, в организациях по безопасности, а с Японией— в мировых финансовых институтах. Глобальная политика и безопасность эффективно улаживается директоратом США, Британии и Франции, мировые экономические вопросы — директоратом США, Германии и Японии, каждый из которых поддерживает экстраординарно близкие отношения со всеми другими, во вред отношениям с менее значимыми и по большой части не-
Решения, которые принимает Совбез ООН или МВФ, отражающие интересы Запада, преподносятся миру как пожелания всего мирового сообщества. Сама фраза «мировое сообщество» стала собирательным существительным (заменившим «Свободный Мир»), придающим глобальную легитимность действиям США и других стран Запада. Через МВФ и другие экономические институты Запад продвигает свои экономические интересы и навязывает другим странам экономическую политику, которую он сочтет нужной. На выборах в любой не-
Доминирование Запада в Совете Безопасности ООН и его решениях, сдерживаемое изредка Китаем, дало ООН легитимизировать использование Западом силы для выдворения Ирака из Кувейта и уничтожения загадочного иракского оружия, равно как и возможности производить это оружие. Также это привело к беспрецедентным усилиям США, Британии и Франции по давлению на Совбез для вынесения требования к Ливии признать теракты на рейсе «Пан Америка» № 103, чтобы затем ввести санкции, когда Ливия отказалась. После разгрома самой большой арабской армии Запад, не стесняясь, расположил свои силы по всему арабскому миру. Запад использует международные институты, военную мощь и экономические ресурсы для управления миром способами, которые бы сохраняли доминирование Запада, защищали интересы Запада и продвигали западные политические и экономические ценности.
По крайней мере, так видит ситуацию большая часть не-
Усилия Запада по пропаганде этих идей вызывают обратную реакцию против «империализма прав человека» и вызывают усиление местных ценностей, что можно увидеть в поддержке религиозного фундаментализма среди молодого поколения не-
Центральной осью мировой политики скорее всего будет, словами Кишора Махбубани (Kishore Mahbubani), конфликт между «Западом и Остальными», и ответом не-
РАЗОРВАННЫЕ СТРАНЫ
В будущем, когда люди будут разделяться по цивилизациям, страны с большим числом людей разных цивилизаций, как СССР и Югославия, станут кандидатами на отчисление. У некоторых стран хороший уровень культурной гомогенности, однако их общества разделены по вопросам принадлежности к той или иной цивилизации. Это разорванные страны. Их лидеры обычно проводят стратегию «соучастия» и пытаются сделать свои страны частью Запада, но история, культура и традиции этих стран не западные.
Самая очевидно и наглядно разорванная страна—Турция. В конце XX столетия её лидеры придерживались традиций Ататюрка и определяли Турцию как современное, секулярное, западное национальное государство. Они стали союзниками Запада и НАТО, участвовали в войне в Персидском заливе; они подали запрос на членство в ЕС. В то же время, некоторые элементы турецкого общества поддерживали исламское возрождение и доказывали, что Турция по большей части—среднеазиатское исламское общество. К тому же, пока элиты Турции определяли её как западное общество, элиты Запада отказались принять Турцию как таковую. Турция не станет членом ЕС и настоящая причина, как выразился президент Озал, «в том, что мы—мусульмане, а они—христиане, и они этого не говорят». Отказавшись от Мекки, получив отказ от Брюсселя, куда может направить взор Турция? Возможный ответ—Ташкент. Конец СССР дал Турции возможность стать лидером возрождаемой Тюркской цивилизации, включающей семь стран от границы с Грецией до Китая. Вдохновляемая отказом Запада Турция предпринимает серьезные усилия по формированию для себя новой идентичности.
В последнее десятилетие Мексика оказалась в похожем с Турцией положении. Так же, как Турция прекратила своё историческое противостояние Европе и постаралась к ней присоединиться, Мексика отставила в сторону свою позицию в противостоянии с США, пытаясь вместо этого подражать США и присоединиться к Североамериканской Зоне Свободной Торговли. Мексиканские лидеры, вовлеченные в грандиозную задачу изменения мексиканской идентичности, представили фундаментальные экономические реформы, которые в итоге приведут к фундаментальным политическим изменениям. В 1991-
Исторически Турция является самой долгоживущей разорванной страной. Для США Мексика лишь недавно стала такой. В глобальном масштабе самой разорванной страной является Россия. Вопрос о том, является ли Россия частью Запада или лидером отдельной славянско-
Президент Ельцин адаптирует западные принципы и нормы, пытаясь сделать Россию «нормальной» страной и частью Запада. Однако и российские элиты, и российское общество остаются разделенными по этому вопросу. Один из умеренных инакомыслящих, Сергей Станкевич, доказывает, что Россия должна отказаться от «Атлантического курса», что поможет ей стать «более Европейской, стать частью глобальной экономики быстро и организованно, стать восьмым членом Семерки, и оказывать особое влияние на Германию и США как на двух ключевых игроков Атлантического Союза». Отвергая также и евразийскую политику, С.Станкевич тем не менее утверждает, что Россия должна отдать приоритет связям с русскими в других странах, улучшать свои связи с тюрками и мусульманами и продвигать «значительное перераспределение наших ресурсов, наших связей и наших интересов в пользу Азии, на восточное направление». Люди подобных убеждений критикуют Ельцина за сдачу российских интересов Западу, за снижение военной силы России, за неспособность поддержать традиционных друзей вроде Сербии, и за продвижение экономических и политических реформ болезненным для русских людей способом. Показателем этого тренда стала растущая популярность идей Петра Савицского, который в 1920-
Совсем экстремальные инакомыслящие озвучивают гораздо более вопиющие националистические, антизападные и антисемитские точки зрения, и призывают Россию развить свои вооруженные силы и установить более тесные связи с Китаем и мусульманскими странами. Люди в России разделены, как и элиты. Опросы общественного мнения в Европейской России весной 1992-
Чтобы переопределить цивилизационную идентичность, разорванная страна должна удовлетворить трем требованиям. Первое — это общая поддержка и энтузиазм политической и экономической элиты в отношении этого движения. Второе — народ, который должен согласиться с этим переопределением. Третье — доминантная группа цивилизации-
Если, по мере отказа от марксизма, русские отвергнут либеральную демократию и начнут вести себя как русские, а не как западники, отношения между Россией и Западом снова могут стать отстраненными и конфликтными.
КОНФУЦИАНСКО-
Преграды не-
Практически все без исключения западные страны снижают свою военную мощь; Россия под властью Ельцина делает то же. Китай, Северная Корея и некоторые страны Ближнего Востока, однако, значительно наращивают свои военные возможности. Они делают это, закупая оружие у западных и не-
Конфликт между Западом и конфуцианско-
Не-
Центральную важность в деле наращивания военной мощи для противостояния Западу представляет устойчивый рост китайских вооруженных сил и военной промышленности. Поддерживаемый сказочным экономическим ростом, Китай быстро увеличивает свои военные расходы и проводит энергичную модернизацию вооруженных сил. Он закупает оружие в бывшем СССР; он разрабатывает ракеты дальнего радиуса действия; в 1992-
Конфуцианско-
ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЗАПАДА
Статья не доказывает, что цивилизационная идентичность заменит все другие, что национальные государства исчезнут, что каждая цивилизация станет монолитной политической общностью, что группы внутри цивилизации не будут конфликтовать и сражаться друг с другом. Этот документ выдвигает на передний план гипотезу о том, что разница между цивилизациями действительна и очень важна; цивилизационное сознание увеличивается; конфликт между цивилизациями заменит идеологическую и все другие формы конфликтов в роли главной формы конфликта; международные отношения, игра, в которую исторически играл между собой Запад, будут последовательно де-
Статья не призвана защищать желательность конфликта между цивилизациями. Она выдвигает на передний план гипотетическое описание того, каким может быть будущее. Если эти гипотезы правдоподобны, необходимо рассмотреть их применение в политике Запада. В краткосрочном периоде в очевидных интересах Запада будет развитие сотрудничества и единства внутри своей цивилизации, особенно между её Европейской и Североамериканской частями; инкорпорация в Запад обществ Восточной Европы и Латинской Америки, чьи культуры близки западной; развивать и поддерживать партнерские отношения с Россией и Японией; предотвратить эскалацию локальных межцивилизационных конфликтов в глобальные межцивилизационные войны; ограничить наращивание военной мощи конфуцианских и исламских государств; сдерживать снижение военной мощи Запада и поддерживать военное превосходство в Восточной и Юго-
Для долгосрочной перспективы я бы назвал другие меры. Западная цивилизация в равной степени цивилизация Запада и цивилизация модерна. Не-
От Запада также потребуется развить более глубокое понимание базовых религиозных и философских допущений, определяющих суть других цивилизаций и то, как люди этих цивилизаций видят свои интересы. Потребуется усилие для того, чтобы определить элементы общности между Западом и другими цивилизациями. Что до обозримого будущего— в нем не будет универсальной цивилизации, будет мир разных цивилизаций, каждой из которых придется научиться сосуществовать с остальными.
1996 г.