Главное меню
О западных духовных недугах и Православии на Западе.
Митрополит Восточно-
– Ваше Высокопреосвященство! Какие духовные проблемы современного Западного мира в ближайшем будущем могут стать актуальными также и для россиян?
– На протяжении всей мировой истории православных не могли не волновать вопросы морали, нравственности, стиля жизни, который предлагало общество современным ему людям, и христианам в том числе. В наше время перед нами стоят еще и такие вопросы, которых ранее не знало ни одно общество, или эти проблемы не касались его в таком объеме, как сейчас. Прежде всего, это вопросы брака и семьи, сексуального поведения, проблемы здоровья и оказания (или не оказания) медицинской помощи. На Западе они стали особенно актуальными, если не сказать – вопиющими, в последние 20–30 лет. То, что сейчас наблюдается в странах Запада, вскоре может проявиться и в православной России и других православных странах. Если охарактеризовать эти явления одним словом, то это – обмирщение, попытка секуляризации общества, разрушения влияния Церкви на народ. Особое сожаление мы испытываем, когда видим, как в США о возложенной на них миссии забывают представители самих церквей, как это имеет место быть в протестантских общинах, идущих по пути явного обмирщения и фактически копирующих современное общество, в частности и в вопросе нарушения (и извращения) сексуальных ролей в семье, что играет на руку антихристианским силам.
Возьмем самый нашумевший вопрос – однополые «браки», легальность которых в Америке признает штат за штатом. Согласно законодательству США, семейное право относится к юрисдикции штатов, поэтому вопрос о легализации или не легализации однополых «браков» в США решают правительства штатов. По состоянию на январь 2014 года, однополые «браки» легализованы в 21 из 50 американских штатов, включая столицу страны – федеральный округ Колумбия и наиболее крупные штаты: Нью-
Еще один актуальный для нас вопрос, который идет вразрез с замыслом Божиим о человеке, – эвтаназия. Сегодня в США «квалифицированную помощь» по искусственному прерыванию жизни предлагают на законном (!) основании в штатах Орегон, Вашингтон, Монтана и Вермонт. Волнует и настораживает вот что. На смерть люди идут в большинстве случаев не потому, что не могут справиться с болью, а из-
Еще одна проблема, о которой широко заговорили в России, – крещение рожденных от суррогатных матерей младенцев. В США суррогатное материнство было легализовано в 1981 году и на сегодняшний день разрешено в восьми штатах, в том числе в особо популярном среди россиян штате Флорида, правительство которого всячески «продвигает» суррогатное материнство. Процесс приобретения детей от суррогатных матерей во Флориде упрощен и максимально удешевлен, о чем напрямую говорится в тексте законодательства штата. Так современное общество изобретает новые способы, которые уводят людей от христианской жизни и при этом затрагивают самое святое для христианина – семью и непосредственно дарованную Богом жизнь.
– Священнослужители Русской Зарубежной Церкви почти 100 лет уже проповедуют в западном мире. Есть ли все-
– Сила Божия и благодать всегда охраняли и охраняют Церковь и верующих, находящихся в ее ограде. Самым главным, вне зависимости от места жительства, я считаю христианское воспитание ребенка в семье. Изначально ответственность за воспитание и будущее ребенка лежит на родителях (не на школе и учителях), и это их обязанность – воспитывать своих детей в духе преданности Христу, учить Его заповедям и знанию церковных традиций. Большое значение имеет общение семей, детей и молодежи в храме и за его пределами. В русском зарубежье при церквах были и есть не только приходские, но и русские общеобразовательные школы. Развито у нас скаутское движение, летние лагеря, проходят молодежные съезды, раз в три года в разных странах собираются Всезарубежные молодежные съезды (в этом году такой съезд пройдет в Сан-
Православные, как это было с началом эмиграции, создают общины и сплачиваются вокруг храма. Часто на приходе, во время общецерковных мероприятий, паломничеств верующая молодежь старается находить себе спутников жизни и воспитывать уже следующее поколение в традициях Православной Церкви. Конечно, ассимиляции подрастающему поколению за границей трудно противостоять, но христианская семья, неразрывно связанная с Церковью, по моему мнению, самая надежная «прививка» для защиты от духа мира сего. Кстати, именно так сохраняют в Америке свои традиции и культурное наследие выходцы и из других православных стран – Греции, Сербии, стран Ближнего Востока.
– То есть вы считаете, что можно жить в западном обществе и сохранять свою веру, не входя в контакт с антихристианскими мыслями и настроениями?
– Конечно. Человек православный может жить в любой точке земного шара, сохранять свою веру и, при желании, найдет духовное окормление. Даже если он живет далеко от традиционных центров Православия, например в Пакистане, Индии, Индонезии, Непале, и тогда при помощи интернета узнают о Православии, находят своих единоверцев, поддерживают с ними связь и даже обучаются онлайн. Хотя это, конечно, сложнее, чем если человек живет в близком ему духовном окружении. Наши общины даже в тяжелых условиях инославного – и даже враждебного – окружения строят православные храмы: в Пакистане, например, куда мы не только посылаем своих священников, но и рукополагаем их из местных верующих.
Вспоминаю сюжет из «Деяний святых апостолов», где говорится о том, как апостолу Павлу в Троаде явился в ночном видении человек из Македонии и молил его прийти к ним в Македонию для проповеди. Из чего апостол заключил, что сам Промысл Божий призывает его благовествовать там. Так что, если подумать, то и спустя века мы недалеко отстоим от апостолов и можем нести посильный апостольский труд, проповедовать Слово Божие, как это делают и наши священники, отправляясь по зову зарождающихся православных общин в далекие края, где люди узнали о Православии благодаря интернету.
– Владыка, что меняется в жизни Русской Зарубежной Церкви после подписания в 2007 году Акта о каноническом общении?
– Сейчас с уверенностью можно сказать, что мы – единая Русская Церковь не только на бумаге. Но Русская Зарубежная Церковь, тем не менее, сохраняет свое лицо, имеет некоторые особенности миссионерского служения, что объясняется этническим и культурным окружением, в котором живут наши приходы. Находясь вдали от исторической родины, она остается верной Христу и русским церковным традициям; вот уже почти 100 лет духовно окормляет и заботится о нашей пастве, представленной пятью волнами русской эмиграции.
Из года в год мы принимаем в лоно Святой Православной Церкви многочисленных иностранцев, которые узнают о Православии через наши храмы, сайты. За границей любят русское Православие, иностранцам – пусть не покажется это странным – близки наши церковные песнопения, иконопись. Недавно в США создан Русско-
Есть среди ценителей нашей веры и такие, кто до поры до времени не принимают Православие или придерживаются своей веры, но всю жизнь остаются влюбленными в Россию. В Австралии я был знаком с одним англиканским священником швейцарского происхождения – отцом Джоном Кёлером. Он знал историю России, ездил на погребение останков царской семьи, очень любил Санкт-
– Владыка, могли бы вы назвать особенности зарубежных приходов в настоящее время? Есть ли случаи закрытия приходов?
– Начну со второго вопроса. Приходы если закрываются, то в маленьких городках по причине экономической и демографической ситуации. Нет работы – и молодежь уезжает в другие штаты, остаются только старики – ситуация, знакомая как для России, так и для Зарубежной Церкви и для Православной Церкви в Америке. Сейчас, например, сильно бедствует Пенсильвания. Бывает, что приход «переезжает» на другое место – более населенное и перспективное в плане развития. Наибольшую активность мы видим в приходах крупных городов разных стран – от Америки до Австралии, с большим притоком населения. В США это штаты Нью-
Появляется у нас немало приходов, богослужения в которых совершаются на английском языке. А одной из особенностей последних лет является открытие новых или переход под омофор РПЦЗ испаноязычных приходов. Совсем недавно с просьбой войти в состав Русской Зарубежной Церкви обратился испаноязычный приход во имя святых апостолов, также в городе Майами. Прихожане – несколько сотен семей латиноамериканского происхождения. Богослужения там совершаются в бывшем лютеранском храме, который одна из семей купила для общины много лет назад. Прихожанами этой миссии открыта общеобразовательная православная школа в городе Коконат-
– В чем вы видите главные сложности церковной жизни в русском зарубежье?
– Прежде всего это недостаток средств на строительство новых храмов. Вновь созданные общины арендуют коммерческие помещения, которые приспосабливают под храмы. Процесс, начавшийся в период эмиграции первых волн, продолжается и сегодня. Первые эмигранты прибывали на американскую землю практически без денег, но они были сплоченнее. И для строительства в то время условия были лучше, земля дешевле, и прихожане строили храмы, как правило, силами своей общины и благодетелей. Среди эмигрантов были строители, архитекторы, специалисты-
– Как бы вы обозначили роль монастырей и монашества в жизни Русской Зарубежной Церкви?
– В Русской Православной Церкви всегда были монастыри. Само русское зарубежье на Североамериканском континенте зарождалось и крепло под молитвенным покровом Свято-
В наше время нередко бывает так, что принявшие Православие американцы со временем испытывают тягу к монашескому житию, покупают землю и строят свои монастыри и скиты, образуя немногочисленные монашеские общины. Так начинался и расположенный ныне в горах штата Западная Вирджиния Крестовоздвиженский монастырь. Сейчас в США это самая крупная и динамично развивающаяся мужская обитель Русской Зарубежной Церкви. Монастырь англоязычный, все монахи и послушники – новообращенные американцы, есть даже японец, а дух в обители – русский. За богослужениями братия поет знаменным и греческим распевом. В монастыре свое производство, фермы, ведется строительство. К завершению подходит проект «Келья» – постройка современного братского корпуса на 20 монашеских келий.
Под омофором Русской Зарубежной Церкви мужские и женские монастыри действуют в Германии, Австралии и США. И, скажу вам, народ на Западе любит русские православные монастыри, ездит туда исповедоваться. Крестовоздвиженский монастырь – излюбленное место паломничества для верующих Антиохийской Церкви, живущих неподалеку.
Ежегодно во время Великого поста мы проводим Великопостные говения для духовенства и матушек в Троицком и Крестовоздвиженском монастырях. Вы бы видели, какую духовную радость испытывают наши батюшки, собираясь на совместные богослужения, как рады встретить своих собратьев из разных штатов, исповедаться друг другу – «почистить перышки», как сказал один из участников.
– Владыка, а когда началось ваше знакомство с клириками и монастырями на исторической родине?
– Это было еще в то время, когда я, будучи монахом в Джорданвилле и позже – епископом в Нью-
Уже в те годы мы знали о подворье Псково-
Когда приезжаю в Москву, всегда стараюсь зайти помолиться в Сретенский монастырь, поклониться святым мощам священномученика Илариона (Троицкого). В феврале этого года имел возможность видеть восстановленное, прекрасно отремонтированное здание, которое было передано монастырю, где располагается Сретенская семинария.
Мы также ждем, как будет продвигаться строительство храма Новомучеников Российских в центре Москвы – живого свидетельства и памяти об их подвиге, страданиях. Мы понимаем, что создание такого храма сопряжено с трудностями, проблемами, но мы уверены, что всё потихоньку устроится и храм вознесется на крыльях молитвы наших новомучеников и исповедников, станет свечой, которая будет видна во всех концах света, как Бутово и Соловки.
– Владыка, с кем еще из священнослужителей, которых можно назвать духовниками, вы встречались?
– Со схиархимандритом Макарием (Болотовым), потомком таких известных в православном мире личностей, как епископ Кадьякский Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией; профессор Санкт-
– Эти люди подвизаются духовно, и Бог дает им различные дары: молитвы, наставничества, чтобы поддерживать народ в трудностях. Даже прозорливости, когда для них и душа человеческая открывается. Но это не личный их дар. Сам Господь через таких людей ведет верующих ко спасению. Сейчас в России тяжелое время, и, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), Господь в необходимое время посылает таких людей, которые исполняют служение пророческое. В июле исполняется 20 лет со времени канонизации святителя Иоанна Шанхайского. Сколько нас, молитвенно прибегающих к святителю Иоанну за помощью! А ведь живы еще люди – и их немало на всех континентах, – которые лично знали святителя, прислуживали ему, принимали его в своих домах, жили в основанном им детском приюте, вместе открывали приходы. Для них он – не история, а современность.
В русском зарубежье и в наше время есть пастыри – жертвенные служители, труженики, которые своими молитвами и трудами многие десятилетия поддерживают нашу церковную жизнь. Но я не слышал, чтобы кто-